Огненные версты военного шофера Елены Богдановой

У войны много лиц, и одно из них — женское. На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом.

Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, подрывала мосты, ходила в разведку. Были среди девушек и комсорги танковых батальонов, и механики-водители тяжёлых танков.

Множеством историй о подвигах женщин, об их тяжелых испытаниях поделились жители Чувашии на народном сайте www.победители21.рф, бесценные фотографии связисток, кавалеристок, летчиц из семейных архивов представлены на выставке «Моя семья в истории Великой Победы».

На этой военной фотографии, сделанной в 1944 г. на реке Одер — сержант Елена Ефремовна Богданова, жительница г. Алатырь. Фотографию из семейного альбома и прислали ее правнучки - Фролова Алина и Родина Анастасия.

Также они поделились яркими, волнующими до глубины души воспоминаниями военного шофера Елены Ефремовны. За каждой строчкой — подвиг. В начале войны она была и санитаркой, и медсестрой, и фельдшером, ассистировала на сложнейших операциях, ночами не отходила от постели тяжелобольных. А потом ее направили на курсы шоферов. И вместе с правами новоиспеченный водитель «Студебеккера» получила направление на Белорусский фронт в 469-й гаубично-артиллерийский полк 12-й дивизии резерва главного командования.

«Мне приходилось перевозить 122-миллиметровую гаубицу, доставлять на передовую боеприпасы, участвовать в боевых операциях и вести огонь по фашистам. Во время одного из боёв мы с командиром батареи Александром Боронихиным подбили прямой наводкой 2 вражеских танка, а третий - своим выстрелом засыпал нас в воронку. Тогда я получила контузию, но, слава Богу, всё обошлось благополучно».

22 июля 1944 г. ее часть успешно форсировала реку Буг в Белоруссии. Елена получила задание вернуться на тот берег и забрать зарядную станцию артиллерийского полка. Подъезжая к переправе, она стала свидетельницей воздушного боя. К ужасу Елены, наш бомбардировщик загорелся и стал резко терять высоту. Он не упал, а сел. Но приземлился в болото и совсем недалеко от дороги. Елена ударила по тормозам.

«Я бегом, по кочкам добиралась до самолета. Первое, что увидела - пламя. Из кабины выбрался один из летчиков. Заметив меня, буквально бросил на руки еще одного члена экипажа и крикнул: «Беги! Сейчас взорвутся баки!». Сам лётчик бежал и горел, как свеча. Мы с подоспевшим сержантом (водителем другого студебеккера) Богдановым Иваном затушили его. Только успели оттащить всех на первый «пятак», как самолёт взорвался, болото заходило, и самолёт провалился в топь. Лётчик сказал, что должен быть ещё четвёртый член экипажа, но в самолёте его почему-то не оказалось. Когда самолёт стукнулся о кочку, и его развернуло, я случайно обратила внимание на то, что как будто что-то выпало из него. Я подбежала примерно на то место и обнаружила его, лежащим головой на одной кочке, а ногами - на другой. Это его спасло при взрыве самолёта, он самортизировал и, благодаря этому, остался жив, но находился в шоке. Я позвала сержанта, и вместе с ним мы вынесли его к остальным».

Из бомбардировщика выбрались все. Елена оказывала первую помощь членам экипажа (вот когда пригодились навыки медсестры!): сделала перевязку раненному в бедро, другому ампутировала руку - она держалась только на одной мышце... Один из воздушных ассов попросил у Елены адрес, она наспех записала свой номер полевой почты.

Они встретились через 20 лет. Спасенные и спасатели нашли друг друга. Командир экипажа В. Свечников, штурман И. Колесников, стрелок-радист Г. Гоциев приехали в Алатырь навестить Елену и Ивана Богдановых - они поженились в победном 1945 году. Не было с ними только воздушного стрелка А. Груздева - разыскать его так и не удалось.

Гости посадили в саду Богдановых яблоню. Она и сейчас растет, плодоносит и напоминает о военном времени, когда для спасения боевого товарища, не задумываясь, рисковали собственной жизнью.