Он вынес с поля боя более 800 командиров и бойцов Красной Армии

В годы Великой Отечественной войны Чувашия направила около тысячи своих лучших медицинских работников на фронт. Они спасали жизни раненых в тяжелых боях под Москвой, при обороне Ленинграда, в битвах под Сталинградом, в обороне Советского Заполярья, Кавказа, в освобождении Европы. За беззаветный и самоотверженный труд и проявленное мужество более 990 медицинских работников Чувашии были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Среди них - санинструктор Андрей Миронович Руссков, уроженец с. Янгличи Канашского района. О нем рассказала победительница республиканского конкурса "Моя семья в истории Великой Победы" Петрова Анастасия, ученица Янгличской школы имени Героя РФ Н.Ф.Гаврилова. Андрей Миронович - один из ее 23 родственников, участвовавших в войне против фашистов.

Фотография Андрея Мироновича Русскова представлена на выставке "Моя семья в истории Великой Победы" в разделе "Медицинская служба".

Андрей Руссков служил в 1-й батарее противотанкового артиллерийского полка 6-ой истребительной бригады. Воевал рядовым и на должностях сержантского состава на Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в сражениях под Сталинградом, Воронежем, на Курской дуге, в освобождении Украины, Польши, в боях на территории Германии, штурмовал Берлин.

С января 1945 г. служил санинструктором санитарной роты 68-го гвардейского стрелкового полка 23-й гвардейской стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта.

"Половину Европы прошагал пешком, начиная с Воронежской области и до Рейхстага. Мы не знали отдыха и отпуска. Сколько раненых было спасено! Это невозможно сосчитать! Приходилось оказывать помощь и солдатам противника, а также финнам, румынам, венграм, полякам. На линии боевых действий ко всем раненым относился одинаково", - из воспоминаний Андрея Мироновича.

За годы войны Андрей Миронович вынес с поля боя более 800 командиров и бойцов Красной Армии!

За вынос раненых с поля боя награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды (дважды), медалями.

Воспоминания Андрея Мироновича о боях за Берлин:

"Обстановка : небольшой двухэтажный дом, со двора стена пробита, чтобы пролезть человеку. Подошли тихо к пробитому отверстию. Ночь темная, на улице и во дворе нет никого. На 2-ом этаже немцы шумят, видимо, выпивали. На первом этаже в середине вестибюля лежит наш раненый. От отверстия примерно в 4-х метрах. В темноте я его не вижу. Рискуя, пролезаю в отверстие, осторожно ползу к указанному разведчиками месту, увидел раненого. Он спрашивает :

- Кто?

Шепотом отвечая :

- Я санинструктор. Пришли за тобой. Где рана?

Он показывает левую ногу. Осторожно щупаю: перелом средней части бедра.

Предупреждаю :

- Потерпи, не стони, сейчас сделаю укол, чтобы обезболить.

Потом нужно перевязать рану, наложить шинную повязку. Хорошо, что нет сильного кровотечения. Нужно работать быстро и осторожно, чтобы не причинять сильную боль.

Лежал он на спине. Я помог ему перевернуться лицом вниз. Мне пришлось лечь рядом с ним, его раненую ногу положил на себя, и вместе мы доползли до пробитой стены. Он приподнялся на руках, разведчики ему помогли, а я поддерживал раненую ногу. После него вылез и я. Раненого положили на носилки и донесли до места. До санитарной части отправили на повозке.

Вспоминая сейчас о таких случаях, невольно думаешь: какой был риск? Если бы хоть один немецкий солдат услышал наши шорохи или просто спустился вниз, нас обоих не было бы в живых.

На следующее утро мы прошли мимо этого дома. Немцев там уже не было. Это был второй дом с начала улицы (главной) Унтер дер Линден Штрассе . По этой улице с боями продвигались до центра, до самого Рейхстага.

Дальше по этой же улице 2 недели мы с боями продвигались вперед. Для выноса раненых в моем распоряжении была одна собачья упряжка с собаководом. При помощи их выносили раненых до санитарной роты полка. В упряжке 6 собак. Носилки ставились на небольшие колеса. В городе без них не было возможности отправлять раненых. Все перекрестки обстреливались снайперами с чердаков домов. Чтобы перейти перекресток, я предварительно останавливался, осматривался кругом и рывком, зигзагами, быстро пробегал перекресток...

В течении 2-х недель в уличных боях у нас было много раненых, за каждый дом нужно было, теряя людей, упорно сражаться.

Даже после подписания договора о капитуляции Берлина 2 мая 1945 года было много страшных инцидентов. Только в нашем полку от пуль снайперов погибли 2 старших офицера, провоевавших всю войну (один майор - командир батальона, второй - капитан - начальник связи полка)".