На Курской дуге получил боевое крещение командир экипажа Т-34 Владимир Шишляев

12 июля - памятная дата военной истории Отечества. В этот день в 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение. В самом ожесточенном событии Курской битвы – «Битве гигантов» одновременно сошлись 1200 танков.

По свидетельствам военных историков, из всех битв Великой Отечественной войны Курская битва была самой короткой — всего 50 суток, но по насыщенности техникой и интенсивности действия войск она не имела себе равных.

На всех участках развернувшегося грандиозного сражения воины проявили изумительное мужество, непоколебимую стойкость, высокое боевое мастерство и массовый героизм, вплоть до самопожертвования.

Из воспоминаний заместителя начальника штаба 31-й танковой бригады, Героя Советского Союза Григория Пэнэжко:

«… В памяти остались тяжёлые картины… Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление — пока жив, бей врага».

В жестоких боях на Курской дуге боевое крещение получил старший лейтенант, командир танка Т-34 Владимир Александрович Шишляев, уроженец г. Шумерля, чей путь начался в 162-й танковой бригаде 25 танкового корпуса Брянского фронта. Его фронтовая фотография представлена на выставке «Моя семья в истории Великой Победы» Макаровой Викторией, ученицей шумерлинской школы №2.

На сайте победители21.рф размещен фронтовой дневник танкиста Владимира Шишляева. Вспоминая события боя 25 июля 1943 года, он описал атаку позиций фашистов: «Попав под обстрел вражеских пушек, стоявших в засаде, рота потерпела жестокое поражение: один за другим загорелись наши танки. Моя машина остановилась, механик-водитель Амбаев кричит, что танк не может двигаться. Танк загорелся. Выскакиваем… Один за другим поползли от танка, ничего не вытащив из него».

Далее несколько страниц описания того, как экипаж, оказавшийся в окружении врага, почти двое суток пробирался к своим, в основном в темное время, через несколько линий немецкой обороны, ползком, через поля ржи. Когда «поняли, что немецкую передовую переползли и ползем по нейтралке, как были рады, не передать никакими словами. Теперь можно идти на четвереньках». Во время этого возвращения к своим погиб один член экипажа – Никрицухин. Голодные, измученные танкисты дошли до кухни, где дали им кашу. «Но есть мы не можем. Во рту все пересохло, и есть больно. За еду принимались несколько раз, понемногу».

И снова бои, в ходе которых экипаж танка лейтенанта Владимира Александровича Шишляева уничтожил два вражеских танка, несколько орудий и другой боевой техники.

В августе 1943 года лейтенант получил новый танк, экранированный, с защитной броней над гусеницами. «В одной из атак экранировка здорово помогла. От прямого попадания снаряда в ней разворотило рваную дыру, но гусеницы и катки остались невредимыми, и танк сохранил подвижность, маневренность, не стал неподвижной мишенью для противника».

Владимир Шишляев, получив боевое крещение в Курской битве, участвовал в сражениях при форсировании Днепра в 1944 году и освобождении Польши, награжден орденом Красной Звезды (1943) и медалью «За отвагу» (1944).

Выставка «Моя семья в истории Великой Победы» является составляющей полномасштабного проекта Культурно-выставочного центра «Радуга», реализуемого на средства гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.