Герои-железнодорожники из Канаша

Сотни уроженцев Чувашской Республики в годы Великой Отечественной войны были в рядах железнодорожных войск. Громадные пространства, на которых развертывались сражения, возросшая потребность в массовых перевозках, в том числе крупных стратегических грузов, превратили железные дороги в военный фактор первостепенного значения. Железнодорожным войскам посвящен отдельный стенд на выставке «Моя семья в истории Великой Победы».

На выставке рассказывается о Егорове Евдокиме Егоровиче. Уроженец д. Напольные Котяки Канашского района в прошлом году отметил свой 100-летний юбилей. С 14 лет он начал работать на железной дороге внештатным работником. Когда началась война, все написали заявление о направлении на фронт, но им отказали и отправили на Китайскую границу – строить железную дорогу. В одно и то же время строили дорогу и учились ее разбирать, потому что нельзя было оставлять дорогу врагам. Летом 1942 г. их полк отправляют на запад, в город Харьков, восстанавливать железнодорожные пути после освобождения, потом – в Воронеж, в Крюков. Победу Евдоким Егоров встретил в Братиславе. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

Выставка в Канашском краеведческом музее дополнена графическими работами художника Геннадия Захарова, посвященными работе Канашского вагоноремонтного завода во время войны. Работники завода совершали ежедневный трудовой подвиг под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!». Здесь были построены и выпущены 4 бронепоезда: «Комсомол Чувашии», «За Родину», «Имени М.И. Кутузова», «Имени А.В. Суворова», 49 — отремонтированы.

Настоящей легендой в годы Великой Отечественной войны был бронепоезд «Комсомол Чувашии», макет которого входит в постоянную экспозицию музея. Бронепоезд был построен на деньги молодежи Чувашии и передан в состав 53-го отдельного дивизиона бронепоездов, около половины личного состава которого были посланцы Чувашского комсомола. Боевое крещение стальная крепость получила при отражении налетов вражеских самолетов, даже был сбит один из них.

8 июля 1942 г. фашисты прорвались на Северный Кавказ. За время боев на Северо-Кавказском фронте 53-й дивизион уничтожил тысячи солдат и офицеров противника, более 100 танков, подбил более 10 самолетов, разрушил сотни блиндажей и дотов.

«Крепости на колесах» отличались высокой точностью огня. Подготовка к бою проводилась в короткое время, так как артиллеристы могли очень быстро и точно определить положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне.

На станции Тихорецкая развернулись горячие бои. Неприятель бросил в бой много техники и живой силы. Бронепоезд «Комсомол Чувашии», прячась за водонапорной башней, маневрируя, вел артиллерийский огонь по танкам. Три бронепоезда, в том числе «Комсомол Чувашии», приняли там свой последний бой. Экипажи уничтожили много танков и другой военной техники, более 400 солдат и офицеров. Закончились боеприпасы, запасы угля, воды. Стало ясно, что стальные крепости могут быть захвачены фашистами.

Последний приказ Ставки Северо-Кавказского фронта от 5 августа 1942 года гласил: «Боеприпасы израсходовать. Все носимое вооружение взять с собой, затворы пушек утопить в водоемах, а бронепоезда взорвать». «Комсомол Чувашии» отстреливался до последнего снаряда и был взорван экипажем.

Выставка «Моя семья в истории Великой Победы» является составляющей полномасштабного проекта Культурно-выставочного центра «Радуга», реализуемого на средства гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.